Интересные факты о мусульманской Малайзии
Малайзия нам показалась самой неординарной, разноплановой, обещающей страной в ЮВА. Более богатой, чем Таиланд. Более свободной, чем Сингапур. Мусульманская, с судами Шариата — но без экстремизма и шовинизма. Традиционно-азиатская — и современная, интегрированная в мировую экономику. Богатая природными ресурсами (нефть, газ, олово, руда, золото, медь, пр.), но не подсевшая на ресурсную иглу, развивающая высокие технологии наряду с туризмом.
Мы познакомились с ней наездами. Откусили с разных краюшек: столица Куала-Лумпур, город будущего Путраджайя, остров Лангкави с центром в Куахе, старинные приморские городки Джорджтаун и Малакка. Мало! Будто сунул нос на бабушкин чердак, битком набитый секретами, дивными штуковинами, а зайти не зашел. И теперь только и думаешь: как бы туда забраться?..
А пока — штудируем справочники и, подкрепив информацию своим опытом, публикуем пост о Малайзии — интересные факты о стране, которая уверенно смотрит в будущее.
Природа и погода
Малайзия занимает самый юг полуострова Малакка, самый север острова Борнео/Калимантан (между ними Южно-Китайское море) и несколько небольших островов в округе: Лангкави, Пинанг, другие. Только 40% территории располагается на материке, 60% — островная. Граничит с Таиландом, Сингапуром, Индонезией и Брунеем.
Melayu в переводе с санскрита — «горная страна». И это правда. Что полуостров, что острова — рельефны, имеют горные цепи, высокие хребты, отдельные известняковые горы с пещерами. Где бы ни был — ландшафт очень нескучный.
Здесь тропический экваториальный климат со всеми его прелестями: ровной температурой +26 — +36 градусов в городах, на побережье; +16 — +26 на высокогорье — круглый год. Сезонных колебаний климата почти нет. Затяжного сезона дождей тоже. Возможность осадков на западных островах Лангкави, Пинанг, Пангкор — с мая по сентябрь, на восточных Тиоман, Реданг — с октября по март. В штатах Сабах, Саравах — дожди, даже ливни бывают весь год, иногда по 2-3 дня.
Тропический климат в Малайзии переносится легче, чем в Сингапуре, и тяжелее, чем в Таиланде. Высокая влажность почти не чувствуется. Но солнце беспощадно, камень раскален, ветры слабые, перепады температур незначительны. Ощущения днем примерно такие же, как в сауне (в Сингапуре — будто в русской бане).
Всего-то век назад п/о Малакка и о. Борнео были сплошь покрыты тропическими дождевыми лесами. XX век, прогресс, бурный рост экономики изменили палитру. В материковой части уцелело 40% лесов, в целом в стране — менее 60%. И то потому, что здоровенные зеленые куски, объявленные национальными парками, стали недотрогами.
В «нежилых» территориях флорой пожертвовали ради плантаций каучуконосной гевеи и масличных пальм. (Малайзия — страна №1 в мире по импорту пальмового масла.) Многим пришлось поступиться и ради строительства прекрасных современных — государственных и частных — автомагистралей, опоясавших всю страну.
Города, укатанные в бетон, асфальт, камень, лысоваты для Азии. И если зеленые, то за счет локальных парковых зон, палисадников, декоративных островков с горшечными деревьями и кустарниками.
В национальных парках и ботанических садах Малакки и Пинанга зверушек увидишь мало. Завсегдатаи туристических троп — макаки. Они просят (или требуют) подаяния.
С недавних пор сохранение живой природы — в приоритете государства. Раздельный сбор мусора, вторичная переработка, плотно закрытые контейнеры для мусора — повсеместно. Свалки, которыми так богат Таиланд, отсутствуют. Крупные маркеты отказались от синтетических пакетов. За покупками местные ходят со своими авоськами. На кассе можно купить сумку из натурального материала многоразового использования (3-4 рингитта).
Агрессивную вырубку лесов компенсируют национальные парки, ботанические сады, заповедные, почти не тронутые джунгли. Они есть в каждом городе или окрестностях. В KLL, почти в центре города, на огромном пространстве разбита череда парков. Парк птиц и ботанический производят неизгладимое впечатление.
Подробно о парках в Куала-Лумпуре — здесь.)
Парк птиц в Куала-Лумпуре
Тем не менее воздух в городах грязнее, пыльнее, чем в Таиланде и Сингапуре. Смог — частый гость столицы.
Политика, власть
Федеративная Малайзия включает 13 штатов и 3 федеральные территории. Почти все штаты возглавляют султаны, власть которым передается, кажется, по наследству. И называются они «султанаты». Нпр., султанат Перак. Три территории, в том числе регион с Куала-Лумпуром и Путраджайей, более других автономны, самостоятельны, управляют ими губернаторы, назначенные главой государства.
В стране — конституционная монархия. Монархом (главой государства) поочередно выбирается один из султанов штатов на пятилетний срок. Есть парламент, состоящий из сената и палаты представителей. Из 69 членов сената 43 назначает монарх, 26 — это делегаты заксобраний штатов. Палата состоит из депутатов, которые выбираются на всеобщих народных выборах (на пять лет).
Глава правящей партии, победившей на выборах, становится премьер-министром. Он формирует правительство. Министры, по закону, могут быть назначены только из числа депутатов. Премьер-министр, правительство, парламент — реальная власть в стране (а не монарх).
Помимо обычных светских судов в стране есть Суд Шариата и Исламский Банкинг. Все дела, связанные с мусульманами, решает Суд Шариата (состоит из трех инстанций). Делами иностранного капитала, присутствующего в Малайзии, приведением его деятельности в соответствие с исламскими законами занимаются специальные организации Исламского Банкинга.
Фишка в том, что по исламским законам запрещены: ссудные проценты, спекуляция, инвестиции в азартные игры, производство и потребление алкоголя и табака, проституцию, переработку мяса животных, умерших своей смертью, проч. Все возникающие противоречия решаются организациями Исламского Банкинга, в т.ч. международными. (Кстати, в РФ первый такой центр появился недавно в Казани.)
Национальность и религии
Ислам в Малайзии — государственная религия. Его исповедуют примерно 60% населения. Конституция гарантирует свободу вероисповедания, и это не декларация. Каждый пятый житель страны — буддист, каждый десятый — христианин, индуистов — более 6%. На долю конфуцианства, даосизма, атеизма приходится 2% граждан. В стране нет недостатка в храмах любых религий.
Ислам в стране — мягкий, терпимый и очень отличается от «классического» ислама. Причины — геополитические. Во-первых, страна изрядно удалена от радикальных мусульман — ближневосточных стран. Во-вторых, ислам в ЮВА не насаждался завоевателями, а возник и распространялся купцами-миссионерами, проповедовавшими терпимость и мир. В-третьих, традиционные азиатские ценности ставятся выше государством, чем религия.
Национальный состав — очень пестрый. Примерно 50% населения страны — малайцы, 12% — этнические меньшинства; 23% — китайцы, индийцев — 9%.
В Малакке, Джорджтауне, Куала-Лумпуре есть и своя «маленькая Индия», и китайский квартал — Чайнатаун. Индийцы держатся обособленно. Занимаются торговлей, общепитом, обменом валют. Китайцы — самая состоятельная часть населения — существуют кланово. А малайцы — самые симпатичные люди. И занимают все ключевые посты в государстве.
Студентки, полисвумен, продавцы, банковские или госслужащие — все тетушки-мусульманки в платках и длинных платьях или брюках — на людях. Индийские женщины кутаются, чаще всего, в свои национальные платья. Китаянки одеваются светски, «как все» или по моде.
Гостей в туристической Малайзии принимают такими, какие есть: в шортах так в шортах, и в храмах не косятся.
Быт, кухня, цены
В городах нет бездомных собак. Есть кошки. В основном, домашние, гуляющие на своей территории. Меньшая часть — бездомные, но они не худые и не пугливые.
Жилье у местных такое же пестрое, как они сами. Это и традиционные малоэтажные домики с лавочкой на первом этаже. И бюджетные обшарпанные кондоминимумы с квартирками без кондиционеров и балконов. И современные полузакрытые комплексы кондоминимумов с парковкой и собственной инфраструктурой. И отдельно стоящие, за оградой особняки в несколько этажей.
И, к сожалению, — латаные-перелатаные хижины, времянки из листов жести, откровенные трущобы без признаков удобств. Все это уживется по-соседству, демонстрируя, что от богатства до бедности — один шаг.
В виадуках, под лестницами метро, проч. ночуют бездомные. Местные это или беженцы из нищих Бирмы, Камбоджи, мы не знаем. Такие картины — массовка в KLL. Полиция этих людей не замечает. Утром они рассасываются в чреве столицы. В малых городах бродяг почти нет.
Нынешние строительные стандарты в Малайзии высоки. Найти в аренду маленькую однокомнатную квартиру проблематично. Такие теперь не строят. Цены на аренду скромного жилья начинаются с 1000 рублей/ночь/одного.
Сигареты и алкоголь в мусульманской стране продаются без ограничений: в лавочках, магазинчиках, супермаркетах. Сигареты — дороги: от 7,5 до 18 рингиттов (135 — 320 руб./ пачка). Цены на импортный алкоголь соразмерны с российскими. На местный — дешевые. Пиво (0,66 литра) — 15-18 рингиттов, крепкие напитки — от 7 рингиттов за «шкалик» в 150 мл. Увидеть на улице пьяного малайца (индуса, китайца) нам как-то ни разу «не посчастливилось».
В среднем цены на все: жилье, продукты, промтовары, транспорт — чуть выше, чем в Таиланде. Не критично, но выше.
В кафе, парках, на вокзалах, у магазинов — во всех общественных местах курение запрещено. О чем предупреждают таблички (но про штрафы молчат). При этом везде обустроены места для курения. Их неизмеримо больше, чем в Сингапуре. Как и курящих местных.
Кухня — этнический пирог: индийская, малайская, китайская, тайская. Основное блюдо — рис. Все остальное (тушеное мясо, пропаренные овощи) — «лаук», или «добавка к рису».
Еда — всюду. От скромных уличных кухонь до шикарных ресторанов. Самые любопытные, недорогие и сытные едальни — уличные национальные кафе, ориентированные на местных.
Здесь и малайская кухня, и индийская, и китайская. Работают они по принципу самообслуживания. Мясо, рыба — гриль и в различных соусах, с десяток лотков с пропаренными или тушеными овощами. Рис и зеленый чай. Накладываешь в тарелку все, что по вкусу. Официант прикидывает на глазок общий счет. После еды оплачиваешь в кассе. Обычно очень недорого — 7-10 рингитт/обед.
Колонизаторы — португальцы, голландцы, англичане — оставили вкусный след в малайзийском меню. Местное население пьет зеленый чай, кофе, готовит отличные торты, пирожные, печет булочки и пирожки. В ресторанах готовят национальную кухню с европейским шармом, в кофейнях варят отличный кофе и напитки на его основе.
Самое классное кондитерское заведение в Малайзии — «Secret Resipe». Имеет свои ресторанчики во всех городах.
Несмотря на богатую, вкусную кухню, города забиты MacDonaldsами, KFCми и проч. лабудой. И они не пустуют. Каждый второй прохожий, это бросается в глаза, страдает лишним весом. Может, эти явления как-то связаны между собой?
Водопроводную воду, как повсеместно в ЮВА, пить не рекомендовано. Местная минералка — вкусная, отличного качества — продается повсеместно, в бутылях разных объемов.
В некоторых кафе, ресторанах, отелях в цены не включен местный 5% налог. Его прибавят к счету, когда вы будете расплачиваться. В недорогих уличных кухоньках обычно все включено.
Транспорт, инфраструктура
AirAsia — ключевая бюджетная авикомпания Малайзии. Летает по 400 направлениям в 25 стран мира. В «портфеле» low-cost — 475 аэробусов (Airbus), парк регулярно обновляется. Гибкая ценовая политика. Внятные правила. Безопасность. За 21 лет работы — ни одного ЧП. Но в декабре 2014-го аэробус AirAsia-Indonesia, следовавший в Сингапур, потерпел крушение над Яванским морем. 162 погибших. По словам экспертов, самолет попал в зону турбулентности, пилот пытался ее обогнуть, но ему не хватило топлива… В марте 2016-го глава Airasia поделился новостью в своем Twitter: «Скоро AirAsia X начнет летать в Россию… Подождите и скоро увидите».
В Малайзии 115 аэропортов. Шесть из них — международные: Сепанг, Лангкави, Пулау-Пинанг, Джохор-Бару, Кота-Кинабалу, Кучинг.
Фишка страны — отличные, отутюженные широкие магистрали, по которым можно лететь. Если протяженность железных дорог — 1,8 тысячи км, то шоссейных — 94,5 тысячи. Причем 580 км – это скоростные трассы. Магистрали как государственные, так и платные частные.
Автомагистраль «Север-Юг» протяженностью 848 км проходит через всю материковую часть — от границы Таиланда до Сингапура.
Мы выбирались с Пинанга в Малакку как раз по трассе «Север-Юг». Она отутюжена лучше брюк паровым утюгом! Территория по бокам облагорожена, стоянки по пути (туалеты, кафе, магазинчики) устроены по высшему разряду. Названия городов (они находятся на расстоянии от магистрали) стильно аршинными буквами впечатаны в газоны по пути.
Культура строительства трассы потрясает. Особенно когда знаешь, что дорога, сделанная для людей, — государственно-частное вложение нефтедолларов. В России тоже были жирные времена, но где дороги?..
Железная дорога состоит из двух линий. Первая — из Сингапура по западному побережью в Таиланд. Вторая, т.н. «Дорога джунглей», ответвляется от первой и уходит на северо-восток, тоже в Таиланд.
Мы вкусили малайзийский поезд, перебираясь из Куала-Лумпура в Сингапур. Комфортно, чисто, с хорошей вентиляцией, спокойно. Обязательно есть питьевая (горячая, холодная) вода. Чистое, почти новое постельное белье. В цене мы выиграли не принципиально много, если лететь лоукотстером «AirAsia». Но хорошо выспались и кое-чего посмотрели из окна.
В KLL сложная система общественного транспорта. Это подземные и наземные ветки метро, наземные электрички, отдельная монорельсовая ветка и скоростной поезд в аэропорт. (Кроме того, городские автобусы и такси.)
Все ветки сходятся в KL Sentral — крупном транспортном узле. Транспортная система не очень удобна, не собрана в единый кулак — единую транспортную карту, которой можно расплачиваться везде, как это сделано в Сингапуре. Требует покупку отдельных билетов в разных местах на разные виды транспорта, принадлежащего разным компаниям. Но если разобраться в навороченной схеме, можно попасть куда угодно в столице и окрестностях.
В малых городах главную роль в перевозках играет автобус. Сеть развитая. Дороги в основном неплохие. Но улочки часто узенькие, и заторов хватает. Автобусы чистые, удобные, с кондиционерами. Билеты продают водители при входе. Цена зависит от расстояния, начинается с 1 ринггита.
Номинально автобусы имеют расписание. Но фактически его не соблюдают. В Малакке мы каждый день по 30-40 минут зависали на автовокзале или остановках в ожидании.
Безопасность
В Таиланде, мне кажется, более безопасно, чем в Малайзии. Байки, шлемы, пакеты с продуктами — ничего никуда не девается, оставленное на время на улице. В Малайзии я такого не видела и была более осмотрительна. Научил случай.
В 2013-м у меня сорвали сумку с плеча при переходе через дорогу. Это был байкер в шлеме, который с ней и уехал. Дело было в Куала-Лумпуре, в центре города, недалеко от «Петронасов», часов в 10 вечера, когда улицы пустынны. Туристическая полиция, а мы обратились, приняла заявление чисто формально; искать они не собирались: «Вот если б вы запомнили его лицо или номер байка…» Тут подробности: Как меня ограбили в Куала-Лумпуре В KLL на некоторых перекрестках есть предупредительные знаки: «Осторожно, грабители». Значит, явление массовое?
В 2016-м в Джорджтауне мы сидели в цивильной кофейне, когда раздался душераздирающий крик. Кричала китаянка в своем магазинчике через стену, у них с кофейней — сквозной проход. Наш мужеский персонал мигом рванул на подмогу, прыгнув через стойку. Китаянка долго визгливо ругалась с вопросительными интонациями. Насколько я поняла, она схватила за руку воришку… Мне мерещится, это был ловкий пацан-индиец.
Одна из неприятных вещей в любой стране, включая родину, — бессовестные таксисты. Исключение — о. Лангкави, где проезд исключительно по таксометру. В Куала-Лумпуре нас здорово надул один тип на автовокзале KL Center (по случайности тоже индус). Мы попросили отвезти нас в конкретный отель. Индиец навернул дикую цену. Города мы не знали, но на всякий случай начали торговаться. Этот пройдоха стал бить рукой в карту, уверяя, что отель на краю света, его дети хотят кушать, но сам он бывал в Москве, до слез любит Россию — и только поэтому (!) повезет нас себе в убыток. В общем, блефанул по полной. Сорвал втрое (как потом мы поняли) дороже. Но это бы ладно, если б довез до отеля. Но он выгрузил нас посреди Чайнатаун, махнул рукой вдаль и уехал. А мы еще полчаса блуждали, пока не нашли отель благодаря сердечным малайцам.
Карманники и грабители на байках — могут стать проблемой для гостя страны. Но, если соблюдать элементарные правила безопасности, ничего не случится. Например, не оставлять без присмотра вещи; держать под контролем сумку, когда находишься в плотном потоке людей (на рынке) или, наоборот, на пустынной улице.
И еще чуточку фото:
Малайзия в лицах.
Добавить комментарий