Тайвань — здесь вам не Китай
Тайвань — остров в Тихом океане. Государство, размещенное на нем, — это Китайская Республика. Но государство тоже нередко именуют Тайванем. В этом нет ошибки, наоборот, так удобнее не путать с Китайской народной республикой.
Тайвань и КНР — страны-антиподы, еще недавно бывшие одной державой. Их разделяет только пролив. Но в остальном между ними пропасть. Тайвань возник как оппозиция коммунистов. Как пример того, каким может быть Китай, не зараженный красной идеологией, — демократическим, цивилизованным, спокойным.
ОБ ИСТОРИИ
История раскола, противостояния КНР и Тайваня непроста и запутанна. В двух словах — в 1949-м в Китае была гражданская война. «Красные» во главе с небезызвестным Мао Цзедуном взяли верх. «Демократы» под предводительством генерала Чан Кайши проиграли. Армия Чан Кайши, правительство, парламент страны и более миллиона гражданских бежали с материкового Китая на острова — Тайвань и несколько мелких рядом с ним. (Как исход Белой армии из красной России.) Там заняли оборону.
Два миллиона китайцев на острове начали жизнь с нуля, создав государство с традиционной культурой, но демократическими ориентирами. И у них получилось!
КНР по-прежнему считает Тайвань своей провинцией. Лезет из кожи вон, чтоб вернуть «блудного сына». Регулярно совершает милитаристские набеги — то с моря, то с воздуха — на окрестности острова. Все это время Тайвань отбивается с помощью старшего брата — США. Те всегда приходят на помощь своим авторитетом, военной техникой и угрозами в направлении Китая. Пока это действует.
На сегодня статус Тайваня (Китайской Республики)- частично признанное государство. Только 16 из 193 государств — членов ООН признали его независимость. К слову, странноватые формирования ДНР и ЛНР признала лишь Южная Осетия, сама непризнанная…
И КНР, и Тайвань стремятся снова стать целым яйцом. Правда, каждый — на своих, взаимоисключающих условиях. КНР — чтобы загнать отколовшуюся провинцию в коммунистическое стойло. (Примерно как Гонконг.) Тайвань, как завещал Чан Кайши, — на условиях «оздоровления» КНР, избавления от красного диктата, на принципах демократии.
Пока политика пробуксовывает, верх берет экономика. Тайваньские компании инвестировали в соседний Китай $ 60 млрд; построили там заводы, на них работает около миллиона тайваньцев. Тайвань переносит к соседу традиционное, «ручное» производство, освобождая место для высокотехнологичного — у себя.
Чан Кайши в стране почитают как героя. В центре Тайбэя (столицы Тайвани) — здоровенный мемориал его имени. Цоколь занимают музей и библиотека. Центральное место на первом — внушительная бронзовая фигура Чан Кайши. Он улыбается. Нацгвардия держит караул у подножья. Караул меняется каждый час. Зрителей — всегда в достатке.
Лидер нации скончался в 1975-м, ему было 89 лет. И до сих пор отношение к нему, судя по глазам посетителей, да и общему тону в стране, — восторженно-благодарное.
Хотя Чан Кайши и назвают «азиатским Бонапартом», на одних амбициях приличное государство не построишь. А Тайвань, по личным ощущениям, — комфортная, экономически свободная, безопасная страна. Вторая, после Сингапура, давшая миру цивилизованного китайца. Так что генералиссимус не зря ел свой хлеб.
О ЖЕНЩИНАХ
Яркий момент биографии «отца нации» — женщины. Он женился подростком, в 15 лет. Под принуждением матери. На 20-летней. Затем, уже политиком, женился второй и третий раз. К 1927 году имел трех официальных жен. Поэтому иногда их называют наложницами. Эти дамы на него обижены. Одна характеризовала как тирана. Другая, в мемуарах, призналась, что в первую брачную ночь Кайши преподнес ей памятный подарок — венерическую болезнь. Долго лечилась, стала бесплодной, была отправлена им в США якобы отдохнуть. Там, из газет, узнала, что лидер Тайваня с ней развелся…
Мало ли что может придумать брошенная женщина?.. Но интересно, что Чан Кайши полег костьми, чтобы откровения экс-супруги не увидели свет. Мемуары напечатали, только когда он утратил контроль, став статуей.
Ну так вот. В 1927-м все три супруги были отправлены им в отставку. Чан Кайши нашел свой идеал. Сун Мэйлин — с хорошим образованием (в США), из приличной семьи, переводчица и политик — была с ним до конца, до 1975-го. После смерти Кайши она переехала в Америку. Умерла в начале нашего века в Нью-Йорке. В своей квартире на Манхэттене. В возрасте 106 лет. Во сне.
О ПРИРОДЕ
Природа Тайваня не менее оригинальна истории государства. Народ — 23 миллиона — по большей части «ютится» на равнинном западе. Равнинное прибрежье занято сельхозугодьями — полями риса, плантациями сахарного тростника, анансов, проч. Больше половины острова занимают Тайваньские горы, тропические/мангровые леса, кустарники, водоемы — весь этот буйно-озоновый, прекрасно сохраненный мир.
На 36 тысячах кв. км острова разместились:
— 17 заказников, 2О заповедников, 8 нацпарков, 34 лесных резервата, 13 особых ландшафтных зон. Это очень круто. Тайваньцы сохраняют природу за себя и «за того парня» — КНР. Благодаря чему на острове живут-поживают полторы тысячи эндемичных, то есть больше нигде в мире их нет, видов растений и животных.
Тайвань — царство птиц! Даже в общественных — многолюдных — парках Тайбэя — сплошная экзотика в воздухе и на ветках. У местных пенсионеров — хобби: пробираться по паркам с крутейшей фототехникой в руках, зорко приглядываясь…
СУБЪЕКТИВНО
Мы гостили в Тайбэе дня четыре. В отеле — подчеркнуто вежливый персонал. Чистота. Колоссальное количество блюд на завтрак. Казалось — этот шведский стол способен прокормить пол-Китая.
Уютные кафешки со своеобразной, вроде знакомой, но с неожиданным характером кухней. Упор на здоровое/вегетарианское/бесхимное питание. Английский язык — как второй родной.
Широченные магистрали, просторные тротуары, осененные вековыми деревьями.
Степенный шаг прохожих. Деликатный, ненавязчивый интерес к туристам.
В центре, в топовых местах — много людей и транспорта, но нет хаоса, толкотни, бестолковщины. Почти не видно опустившихся, выкинутых из жизни людей, попрошаек.
В какое бы время ни очутился на улице, чувствуешь себя в безопасности. А как вглядят полицейские, даже не знаем…
Зашуганных ничейных собак на улицах нет. Людей с питомцами на поводке необычно мало. Изредка в парках мелькнет какая-нибудь сама по себе киска. Не драная. Озерца кишат рыбкой…
Одежные магазины неинтересные, где-то в стороне от мирового шоурума. Впрочем, я мало где и была. Но люди одеты так же — спортивно-бесформенно. В косметических магазинах — масса японских брендов по ценам низким, как нигде в мире. Беспошлинная торговля?..
Много милых местных вещиц — хренек полусувенирных. В антикварных лавках — безумно прекрасные китайские вазы с такими же ценниками.
РЕЗЮМЕ
Мы покидали Тайвань с сожалением, как уходили бы из Эрмитажа, поторчав на пороге.
Эта страна — находка для туриста. Самобытная, не испорченная ни грязными, ни шальными деньгами, ни очумелым турпотоком; потенциально готовая потолковать по душам, открыть сундуки с прикопленными сокровищами — без всяких условностей, ничего не требуя взамен. Ничего, кроме внимания, времени, искреннего желания ее понять.
Добавить комментарий