…и монах накормил нас мангостином
Панган испещрен буддийскими храмами. И если в общих чертах (архитектурных, стилистических) они похожи, то в деталях и, главное, атмосфере различаются существенно. Храм Мраморного Будды (оригинальное название Wat Maduea Wan), показалось, — совсем особенный.
Вы найдете Храм Мраморного Будды, проехав примерно треть дороги п. Тонгсала — п. Чалоклам. Не промахнетесь: над трассой висит здоровенная яркая растяжка. Храм совсем близко; помогут карта, интуиция и расписные воротца.
Храмовый комплекс разбросан на обширной территории, присматривает за которой охранник Верный. Он невозмутим, этот часовой. И чаще всего дремлет. Но один глаз на всякий пожарный держит открытым.
Здесь есть типичные «открыточные» строения, вспарывающие небо кривыми, острыми шпилями.
На отшибе — домик, где сжигают тела монахов, когда их дух находит другое пристанище. И здесь же, если мы не ошиблись, — погребальница. Иные сооружения выглядят как настоящие реликвии, памятники старины, но есть и совсем свежие.
Но главное чудо — на верху холма. От него отделяют всего 195 ступенек…
Храм, где живет Мраморный Будда, — место Абсолютного Покоя. Это чувствуешь едва ли не сразу, ступив на прохладный кафельный пол, под деревянную сень. Весь дрязг, который ты таскаешь в себе, осыпается, как шелуха, у порога.
Есть одна тонкость: в храме надо найти свое место и там сделать стоп. (Тот, кто читал Кастанеду, хотя бы «Путешествие в Икстлан», меня поймет.) Я нашла его — на перилах, отделяющих профиль Будды от джунглей. Посмотрела на лес. Прекратила внутреннюю болтовню. И почувствовала совершенный покой.
Смотреть и видеть (извините за банальность) — совсем не одно и то же. Едва перестаешь болтать, как начинаешь видеть. А это, поверьте, лучшее лекарство от всякой боли.
Я прошлась по храму. Кажется, его сегодня не убирали. Взяла метелку и аккуратно вымела кафель, захватив и лестницу. Это было очень естественно. Самая малость, которой я расплатилась за безграничный покой, которого почти нет в моей обыденной жизни.
Будда был бесстрастно-великолепен.
Не говоря ни слова, мы покинули храм. Подошли к байку. Совсем рядом, возле мощного дерева мангостина, монах как будто заканчивал уборку. Листья вперемешку с плодами уже лежали у ствола аккуратной кучкой. Монах (лицо умного человека, книжника) оторвал взгляд от земли — мы поздоровались — и он неожиданно оживился. Жестами подозвал нас к себе. Поднял плод мангостина и заговорил на тайском. Выискивал самые спелые фрукты и угощал: мне, как полагается, клал на землю, Леше протягивал в руки. Он говорил, одаривал и улыбался одновременно. Мы были изумлены. Монахи, которых до сих пор встречали, были любезны, но держали дистанцию. Дружелюбный параллельный мир. Этот — был нетипичным. Или нетипичной была сама ситуация.
— Он видел, как я подметала храм, — по дороге я пыталась найти объяснение тому, что с нами произошло. Буддийский отшельник угощает фаранга!..
— Он не мог тебя видеть; храм не просматривается снизу, — ответил Леша.
Читайте также:
— Старейший храм на Пангане
Добавить комментарий