Что посмотреть в Дрездене?
Сикстинская Мадонна спасла Дрезден от порчи. Шедевр Рафаэля хранился в городской Галерее старых мастеров с 1754 года. И требовал от горожан ему соответствовать. Отражал все атаки на культуру и дух Дрездена до и после II мировой войны. Несмотря на бомбежки, послевоенный соцарт, вторжение серого стандарта во все сферы жизни, Дрезден не растерял былого изящества. Это город старины, классики, вечных ценностей. Местами провинциальный, ну и хорошо.
Порча оставила шрам на его лице в виде советской мозаики, серпов-молотов и проч. Но не задела, это главное, души. Это тот редкий случай, когда красота действительно спасла отдельный мир.
Чуть истории
Из мастерской Рафаэля с учениками вышло более 40 мадонн. Все они нашли свое место в мировых музеях. (Одну даже можно видеть в Эрмитаже.) Но Madonna Sistina (сикстинская мадонна) затмила всех.
Рафаэль написал ее (1415 год) для монастыря в местечке Пьяченце (недалеко от Милана). Причем сразу на холсте (остальные мадонны — на досках).
Оставаясь в далеком от мировых глаз монастыре, она не смогла бы конкурировать с Моной Лизой. Но в 1754 году пoлотно выкупил саксонский король Август III за сумму, эквивалентную 70 кг золота, и увез в Дрезден. Здесь Мадонна начала стремительно обрастать поклонниками.
В XIX веке была создана Дрезденская галерея (ныне Галерея старых мастеров). Сикстинская мадонна заняла в ней ключевое место. И была признана шедевром.
В 1943-м нацисты много чего припрятали в штольнях, в том числе полотно Madonna Sistina. Тем самым, может, спасли ей жизнь. Потому что в 1945-м и Дрезден, и галерея превратились в руины.
И хотя нацисты зашифровали и спрятали план арт-тайников, советской военно-искусствоведческой команде удалось найти грузовой вагон, полный сокровищ, в заброшенной штольне, и вывезти в СССР. Вроде бы для реставрации.
Игра в прятки не прошла даром для 450 раритетов из штольни. Они пропали. Но мадонна уцелела. В 1955-м она вернулась в Дрезденскую галерею (в числе 1240 других полотен) и больше ее не покидала.
Чем еще знаменита Дрезденская галерея старых мастеров?
Август III питал страсть к красивому. Поскольку польско-литовская казна всегда была под рукой, король мог позволить себе скупать арт-коллекции у разорившейся знати.
Так, к примеру, к нему попали «сто лучших картин» обнищавшего герцога Моденского. А среди них — полотна Корреджо, Веласкеса, Тициана.
Коллекция картин усилена изящными скульптурами. Они ловко вписались в интерьеры галереи.Иные до того искусны, с характером налицо, что кажутся живее людей.
Дрезденская галерея входит в число «Ста великих музеев мира». Она богатейшая. Причем не надо быть искусствоведом, чтобы это понять. Можно не знать авторов, не разбираться в течениях и даже путаться в веках, но отличить хорошее от плохого, истину от лжи способен каждый.Поэтому, когда затем попадаешь в Галерею новых мастеров, берет оторопь. Уж очень контрастно.
В 1931-м коллекцию Дрезденской картинной галереи разделили надвое. Искусство XIX — XX веков ушло в Галерею новых мастеров. (Она в другом здании, за пределами Цвингера.) В 1937-м ее тоже потрепали нацисты. Сожгли полотна немецких импрессионистов. (Отомстили за бездарного фюрера?) В галерее есть свои жемчужины, например, Гоген.
Но есть и совсем революционные полотна, которые только ждут своего признания.
Не будем спешить с выводами, мы ж не наци. Картина (книга) должна отстояться в веках, чтобы занять свою нишу в искусстве или уйти в небытие. Ван Гог при жизни не продал ни одной картины, и творил, умирая от голода. А теперь — мир фанатеет от его работ, и дельцы наживают на них миллионные капиталы.
Что еще посмотреть в Дрездене?
Мы купили общий билет в три галереи: старых мастеров, музей фарфора и технический музей. Все они расположены в старинном архитектурном комплексе Цвингер.
В технический музей не зашли. А Музей фарфора пришелся по вкусу.
Он начался с «фарфоровой болезни» короля Августа. И к нашим дням достиг 20 тысяч экспонатов. В экспозиции представлено только две тысячи, остальное в запасниках.
Какие милые скульптуры украшали чьи-то столовые или гостиные!
В восточно-азиатской галерее представлены китайские и японские штучки.
В немецкой — мейсенский фарфор и фаянс. Бренд получил название города Meissen. Где впервые в Европе взялись делать фарфор. Вручную. Екатерина II страшно его любила и не скупилась на заказы.
Мейсенская фарфоровая мануфактура в Саксонии — действующая, по-прежнему выпускает шедевры. Краски — более 10 тысяч оттенков — смешиваются вручную по рецепту, который хранится в секрете.
Старый город может предложить не только духовную пищу.
И про Берлин не забудьте.
Вы пишете, что Сикстинская Мадонна написана в 1715 году. годы жизни Рафаэля Санти: 1483 — 1520..
Спасибо, поправлю.
Фраза «якобы для реставрации « звучит глупо и цинично ,тк после «такого « хранения Работы обязательно должны пройти реставрацию. А потом незачем было возвращать ! Кто нам вернёт разрушенную ими страну и жизни людей? Кто их звал?
«Можно не знать авторов, не разбираться в течениях и даже путаться в веках, но отличить хорошее от плохого, истину от лжи способен каждый». 😉